Как принять Ислам

"Вся экономика строится на ростовщичестве. С точки зрения религии - это чума XXI века"

М
11.04.2016

«Исламская экономика включает в себя не только изучение суккука и возможностей повсеместного внедрения партнерского банкинга, но и исследование таких сфер нашей работы, как демография, экология, социология и национальный фактор», - отметил Марат Мингатин, кандидат экономических наук, преподаватель РИИ в рамках прошедшего круглого стола «Международный опыт формирования исламской экономики».

Организатором круглого стола выступила кафедра исламской экономики и управления теологического факультета РИИ по инициативе заведующей кафедры Фирдаус Харисовой. Как отметил во вступительном слове проректор на научной работе РИИ Рафис Закиров, направление исламской экономики очень актуально для Республики Татарстан.

Фирдаус Харисова

- Нет необходимости говорить о том, что наш регион – один из важнейших исламских регионов в Российской Федерации, который может стать флагманом внедрения исламской экономики.

В ходе дискуссии преподаватели РИИ обсудили такие остро стоящие вопросы, как влияние межнациональных браков на формирование демографической ситуации в РТ, состояние экологической среды и взаимодействие экологии и экономики, деятельность международной Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI).

Не обошли стороной участники круглого стола и открывшийся в парте Центр партнерского банкинга. В ходе своего доклада Марат Мингатин особо остановился на такой форме ведения финансов в соответствии с требованиями шариата.

- Около 15 лет Линар Якупов занимался тем, чтобы приняли соответствующие законы, которые бы удовлетворяли и требования шариата, и законодательства РФ. Этот вопрос назрел: успешность партнерского банкинга, долевого финансирования обсуждается среди мусульманских ученых уже не один год. Подобной формой использования финансов интересуются и наши западные коллеги. На сегодняшний день, к сожалению, мы с вами видим, что вся экономика строится на кредитах, на процентной ставке, на ростовщичестве. С точки зрения религии, это чума XXI века. Ранее с этим боролись путем административных наказаний. Но, как говорится, джин из бутылки выпущен, а как загнать его обратно, никто не знает.

Как отметил спикер, немалый процент мусульман обращаются в западные банки. На сегодняшний день альтернативы этому нет. На территории России появились первые ростки, которые позволят противопоставить процентному кредиту иную систему финансов, соответствующую всем требованиям шариата.

- Закономерным выходом из сложившейся ситуации, при отсутствии результатов по итогам административного вмешательства, является создание Центра партнерского банкинга, что и произошло в Казани в марте этого года.

Партнерский банкинг представляет собой банк, работающий по принципам партнерского соглашения, что означает отсутствие процентной прибыли, высокорискованных операций и вложения средств в сферы, противоречащие религиозным канонам. Вся деятельность соответствует нормам и принципам исламского права, согласно которым существует ряд запретов.

1. Запрет на долговое ростовщичество (ар-риба) — то есть на любую форму выгоды с долга, будь то ссудно-процентные кредиты или депозиты, процентные векселя или облигации и тому подобное.

2. Запрет на неопределенность в контрактах (аль-гарар) — неопределенность, затрагивающая предмет договора и его основные условия, а также сделки с неопределенным результатом (подобные традиционному страхованию).

3. Запрет на азартные отношения — отношения, в результате которых стороны могут присваивать имущество других сторон, участвующих в данных отношениях, в результате наступления неопределенных событий в будущем. Под данную категорию запрета попадают всевозможные лотереи, казино, финансовые пирамиды и тому подобное.

4. Запрет на участие во вредоносной деятельности — любая форма участия в том, что запрещено исламом. Сюда может относиться производство или распространение алкоголя, табака, не соответствующих продуктов питания, продукции с эротическим содержанием и тому подобное.

И прибыль, и убытки в этом случае делятся соответственно вкладу в дело всех партнеров.

- Как отмечают ученые, развитие партнерского банкинга идет очень медленными темпами. Даже в исламских странах, где, казалось бы, подобная система финансов должна быть широко распространена, доля исламских банков составляет 10-12%. Интерес к исламскому банкингу низкий, выгодно иметь дело с традиционными банками, где условия получения кредита заметно облегчены.

Пока налоги будут забирать дивиденды от прибыли, нет смысла развивать акционерское общество, когда можно заплатить только проценты за кредит и иметь дело с банком, отметил Марат Мингатин.

- Не стоит также забывать и о том, что не каждый готов делиться своей собственностью с внешними партнерами. Ни одна кампания не хочет делиться дополнительной прибылью, когда все хорошо и дело идет вверх. Вот такой парадоксальный конфликт интересов между первоначальным собственником и внешними партнерами имеет место быть.

Садака, на развитие сайта:
Направление Киблы