MP3
04.11.2016 Пятничная проповедь(хутба)
3 Сафара 1438
Форум мусульман Байкальского региона

Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа​

И
15.09.2015
Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа​

15 сентября наступил месяц Зуль-Хиджа - одним из высокочтимых месяцев в Исламе. Аллах отдал предпочтение некоторым местам и отрезкам времени перед другими. Для мусульман пятница - это лучший день недели, Рамадан - лучший месяц в году, "Лейлат аль-Кадр" является лучшей ночью в Рамадан, день "Арафат" - это лучший день в году. Аналогично первая декада месяца «Зуль-Хиджа» является благословенной для мусульман.

Аллах говорит в Коране:

"Клянусь зарею, клянусь десятью ночами! Клянусь четом и нечетом! Клянусь ночью, когда она проходит! Неужели этих клятв не достаточно для обладающего разумом?" (89:1-5).

Раньше мусульманские ученые имели разные представления о том, что имеется в виду под "десятью ночами". Но большинство из них согласились, что под десятью ночами подразумевается первая декада месяца зуль-хиджа.

В другом аяте говорится: "Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!" (22:28)

Большинство толкователей Корана считают, что «установленные» дни - это десять дней месяца зуль-хиджа.

Эти десять дней, которые проходят незамеченными многими в настоящее время, обладают большой добродетелью.

О достоинствах первых десяти дней Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "Нет других дней, в которые праведные деяния более любимы Аллаху, чем в эти десять дней".

Виды деяний в эти десять дней:

Первый


Совершение хаджда и умра, и это – лучшие из деяний, которые можно совершить. На их превосходство указывает целый ряд хадисов, один из которых – это изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Совершение умры – искупление грехов, содеянных между нею и предыдущей умрой, и вознаграждение за хадж, принятый Аллахом, Всевышним, – не что иное, как Рай» (Аль-Бухари и Муслим).

Второй

Соблюдение поста в течение этих дней – столько дней, сколько сможете продержать, особенно в День Арафат. Акт соблюдения поста – это, несомненно, одно из лучших деяний, и он из числа того, что Аллах, Всевышний, избрал для Себя, как гласит хадис кудси:

    «Соблюдение поста – для Меня, и именно Я даю за него вознаграждение. Воистину, ради Меня кое-кто отказывает себе в половой страсти, в пище и в питье …» (Аль-Бухари, Муслим и другие).

Также, со слов Абу Саида Аль-Худри переданы такие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

    «Ни один слуга [Всевышнего Аллаха] не держит и одного дня поста на пути Аллаха ни для чего иного, кроме как дабы Всевышний Аллах, из-за него (т.е. поста) отвратил его лик от Ада на [расстояние] семидесятилетнего странствия» (Аль-Бухари и Муслим).

От Абу Катада мы узнаем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Соблюдение поста в День Арафат будет зачтено Аллахом как прощение грехов предыдущего года и последующего года» (Муслим).

Третий

Такбир (Аллаху акбар) и зикр (пребывание с мыслью об Аллахе, поминание Аллаха посредством произнесения различных слов восхваления и прославления) в эти десять дней. Аллах говорит:

    «… Славить имя Аллаха в установленные дни при [принесении в жертву] дарованную им скотину. Так ешьте их мясо и кормите обездоленного бедняка!» (Коран, 22:28)

Некоторые ученые это разъяснили так: это означает десять дней месяца зуль-хиджа, и они считают желательным более частый зикр в эти дни, основываясь на хадисе Ибн Умара, рассказанного Ахмадом, где сказано: «… посему множьте в эти дни тахлиль, и такбир, и тахмид».

Об Ибн Умаре и Абу Хурайре сообщено, что

«…оба они во время этих десяти дней выходили на людное место, произнося «Аллаху акбар», призывая и людей говорить это» (Аль-Бухари).

Исхак со слов ученых табиин (поколения преемников сподвижников Пророка) передает, что в эти десять дней они произносили такбир:

«Аллаху акбар, аллаху акбар. Ла иллаха илла Аллах, уа Аллаху акбар, Аллаху акбар, уа иллахи аль-хамд».

Усиление голоса при произнесении такбир на рынках, в домах, на улицах, в мечетях и других местах – это угодное Аллаху дело, как это явствует из изречения Всевышнего Аллаха:

    «Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (Коран, 22:37)

Произнесение такбир на больших собраниях мусульман (т.е. когда все произносят такбир в один голос) недопустимо, ибо это не было передано нам от ранних поколений сподвижников и от тех, кто последовал их путем. Воистину, по сунне каждый должен произносить такбир индивидуально.

И это же в целом касается зикра и обращений с мольбой, за исключением тех случаев, когда человек не знает, что говорить. В таком случае он может повторять за кем-либо другим, покуда не выучит те слова, которые нужно произносить. Также допустимо предаваться зикру, используя все возможные фразы такбир, тахмид и тасбих, а также другие узаконенные религией ислам мольбы (из Корана и сунны).


Четвертый

Покаяние и воздержание от неповиновения и каких бы то ни было грехов, поскольку прощение и милость проистекают от содеянного. Неповиновение проистекает из-за отдаления от Всевышнего Аллаха и отказа от Него; повиновение же проистекает от близости к Всевышнему Аллаху и любви к Нему.

Пятый

Совершение многих добровольных праведных дел (нафл), связанных с поклонением, – таких как молитва (особенно в собрании мусульман), пожертвование, чтение книги Корана, внушение доброго и запрещение злого, и других подобных дел. Воистину, они из числа поступков, которые в эти дни приумножены. В течение этих дней даже менее предпочтительные поступки высоки и более любимы Аллаху, нежели высокие поступки, совершенные в другое время. Эти поступки превосходят даже джихад, а это одно из лучших деяний, – кроме как в случае тех, у кого убит конь и пролита кровь (т.е. он потерял в джихаде свою жизнь).


Шестой

В эти дни произнесение такбир предписано законом во все часы ночи и дня, до наступления времени молитвы Ид. Предписано также произнесение такбир после пяти обязательных молитв, совершаемых в коллективе.

Произнесение такбирата от восхода (фаджр) в День Арафат (9-е число месяца зуль-хиджа) для не совершающих хадж, и от полудня (зухр) Дня Жертвоприношения (10-е число месяца зуль-хиджа) для совершающих хадж, и продолжается вплоть до молитвы аср в последний день из дней ташрик (13-е число месяца зуль-хиджа).


Седьмой

Забой (удхиях) жертвенного животного также предписан на День Жертвоприношения (10 месяца зуль-хиджа) . Время жертвоприношения – первый, второй и третий дни Курбан-байрама.Наилучшим для жертвоприношение считается первый день (10 Зульхиджжа). Приносить Курбан ночью – макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Это сунна нашего отца Ибрахима – когда Всевышний Аллах искупил великое жертвоприношение сына Ибрахима животным вместо него.


Восьмой

Человеку,  который  намерен  совершить  жертвоприношение,  в  первые  десять  дней  месяца  зуль-хиджа нежелательно (караха)  стричь  ногти  или  волосы.  Если закалывает животное один человек из семьи, то ему нежелательно  стричь  волосы  или  ногти,  а  для  остальных это  не  является  нежелательным. Со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах) переданы такие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

    «Коль вы видите хиляль (новую луну) зуль-хиджа и кто-то из вас хочет принести жертву, тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос и ногтей» (Муслим и другие).

В одном из повествований он также сказал:

    «Тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос, как и от своих ногтей, покуда не совершит жертвоприношение».

Возможно, что причина этого – уподобление с тем, кто приносит жертвенное животное для забоя в хадже, ибо Аллах, Всевышний, говорит:

    «… Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву» (Коран, 2:196)

Этот запрет очевидно касается лишь тех, кто совершает жертвоприношение, и не относится к жене и детям, покуда это не жертвоприношение за кого-либо из них конкретно. В мытье же головы или ее расчесывании нет ничего предосудительного, даже если волосы при этом могут выпасть.


Девятый

Мусульманину, который не совершает хадж, надлежит сделать все возможное, чтобы совершить молитву ид там, где ее совершают, присутствовать на хутбе и извлечь из нее пользу.

Мусульманин обязан знать мудрость предписания этого ид (исламского общественного празднества). Это день благодарения и совершения праведных дел. Поэтому мусульманин не должен делать его днем для уединения, гордыни и тщеславия. Он или она не должны делать его временем для неповиновения и приумножения запретных поступков – всего того, что сводит на нет добрые дела в эти дни месяца зуль-хиджа.


Десятый

После всего упомянутого понятно, что каждому мужчине и женщине в исламе надлежит извлечь для себя благо и пользу из этих дней, повинуясь Всевышнему Аллаху, поминая Его, благодаря Его, исполняя все неукоснительные обязанности и избегая запрещенного. Каждый мусульманин должен сполна извлечь для себя благо из этого времени раскрытия даров Аллаха, дабы обрести угоду своего Господа.
Воистину, Аллах, Всевышний, – Единственный, Кто дарует успех, и Он ведет по Прямому пути. И да будут благословения Всевышнего Аллаха и мир Мухаммаду, и его семье, и сподвижникам!

Пусть Аллах примет наши добрые дела в эти дни месяца зуль-хиджа.

Садака, на развитие сайта:
Направление Киблы
Вверх