Как принять Ислам

Исторический очерк о борьбе с ваххабизмом в Османской империи

И
06.09.2015
Исторический очерк о борьбе с ваххабизмом в Османской империи

В середине 18 века, пользуясь изолированностью Аравийского полуострова, возникшая там секта ваххабитов начала борьбу за власть. К концу столетия ей удалось подчинить Неджд и Восточную Аравию. Затем ваххабиты обратили свое внимание на священные для мусульман города Мекку и Медину. Поначалу они посылали туда своих проповедников, но улемы и правители Хиджаза с самого начала отнеслись к учению ваххабитов враждебно.

В 1798 году Шериф Мекки Галиб попытался оказать сопротивление ваххабитам, но арабские племена не желали воевать со своими соплеменниками. Галиб собрал наемное войско из турок, марокканцев и египтян, но был разбит и вынужден заключить перемирие.

Затем, в конце 1798-начале 1799 года по приказу из Стамбула военные действия против ваххабитов начал багдадский паша Буюк Сулейман, но также потерпел неудачу и вынужден был заключить перемирие.

В 1799 году в Египте высадился Наполеон со своей армией и начал знаменитый египетский поход, который отвлек на себя все внимание Османской империи, затем в 1806 году началась очередная русско-турецкая война, и внимание османов к событиям в Аравии  ослабло.

Ваххабиты получили  свободу действий и в 1801 году захватили и разграбили священный для шиитов город Кербела, а затем приступили к планомерному захвату Хиджаза.

В 1802 году они разорили оазис Ат-Таиф, убив 200 местных жителей, разрушив дома и уничтожив тысячи книг.

В апреле 1803 года они захватили Мекку и разрушили все мечети, воздвигнутые в честь спутников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Потеря Мекки была воспринята султаном Селимом III крайне болезненно, ведь османские владыки с начала 16 века носили титул «слуги двух Священных мечетей». Тревогу и у правящего класса, и у простого населения вызывали сведения о бесчинствах ваххабитов в священном городе.

По приказу султана в Джидду был послан небольшой турецкий отряд  под предводительством Шериф-паши, который соединился с силами мекканского шерифа Галиба и смог отбить Мекку в июле 1803 года.

Бои в Хиджазе продолжались весь 1804 год с  переменным успехом.

В 1805 году Галиб из-за предательства союзных ему арабских племен  потерпел поражение. Ваххабиты блокировали Мекку и воспрепятствовали совершению хаджа. В этот год Аравию поразила жестокая засуха, и в осажденной Мекке начался голод.  Галибу не оставалось ничего, кроме как просить мира. В ноябре 1805 года ваххабиты вновь заняли Мекку. До этого, летом того же года, они вынудили губернатора Медины признать их власть.

Став хозяевами двух священных городов, ваххабиты обложили денежными поборами паломников, а после 1807 года вообще перестали пускать их  в священные города.

В 1808 году ваххабиты появились в окрестностях Дамаска и Алеппо, потребовав от их правителей подчинения своей власти. Они подчинили себе почти весь Аравийский полуостров.

Обеспокоенный действиями ваххабитов султан Селим III, взвесив все возможности пашей, которые управляли соседними с Аравией регионами, возложил задачу по восстановлению порядка в священных городах и обузданию ваххабитов на правителя Египта Али-пашу, который в ходе войны с  наполеоновской Францией провел  на подвластной ему территории ряд реформ, в том числе и реформу армии, реорганизовав ее на европейский манер.

В свойственной ему энергичной манере Али-паша взялся за подготовку к военной кампании. В Суэц из Турции был доставлен корабельный лес и необходимые для оборудования судов  корабельные снасти. К марту 1810 года было построено около 20 судов. Порт Кусай на Красном море превратили в базу снабжения будущей военной экспедиции. Во главе ее Али-паша поставил собственного сына Тусуна. В Европе были заняты войной с Наполеоном и, по мнению Али-паши, момент для начала военных действий был самый благоприятный. В ноябре 1811 года войска под предводительством Тусуна заняли порт Янбу на побережье Красного моря, а затем двинулись на Медину, но были разбиты ваххабитами в Вади Сафра на полпути к городу.  Однако,  несмотря на неудачу, египетским войскам удалось оставить за собой сам Янбу, который стал плацдармом для продолжения военных действий.

Тусуну удалось наладить отношения с местными арабскими племенами, которые были недовольны произволом ваххабитов.

К осени 1812 года он получил подкрепления из Египта и Турции и снова выступил по направлению к Медине. Он осадил город и в ноябре ваххабитский гарнизон капитулировал. Правитель Медины Хасан был доставлен в Стамбул и там казнен.

В январе небольшой отряд османских войск без боя вступил в Джидду. Мекка и Ат-Таиф также  сдались войскам Тусуна без боя. Здесь решающую роль сыграл антиваххабитский настрой населения города, которое не приняло учение ваххабизма и из-за запрещения хаджа лишилось источников дохода от обслуживания паломников.

Посланник Али-паши отправился в Стамбул с ключами от Мекки, Медины и Джидды. По этому случаю в столице Османской империи были устроены торжества, длившиеся семь дней.

Весной и летом 1813 года война шла с переменным успехом. Ваххабиты и союзные им племена, лучше подготовленные для действий в пустыне, наносили египтянам неожиданные удары. Египетская армия  от жары и болезней теряла больше солдат, чем в боях. Падеж верховых и вьючных животных в египетской армии принял массовый характер. Все это осложняло египтянам  ведение боевых действий.

Осенью 1813 Тусуну удалось нанести поражение войскам ваххабитов у Эт-Таифа. Бедуины схватили командира сектантов Османа аль-Мудайфи. Они обвинили его в массовых убийствах мирного населения и уничтожении мавзолея дяди Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибн Аббаса. Осман был доставлен в Стамбул и там казнен за свои преступления.

Тогда же в Аравию прибыл сам Али-паша. Узнав, что мекканский шериф Галиб ведет двойную игру и пытается затянуть войну с целью взаимного ослабления египтян и ваххабитов, чтобы вернуть себе власть над Меккой, Али-паша арестовал его и выслал со всем семейством в Каир, а затем по распоряжению султана – в Салоники.

Но в  начале 1814 года удача не сопутствовала египетскому паше. Ваххабиты смогли нанести ему два поражения подряд.

Однако ему удалось завоевать симпатии местного населения, так как после десятилетнего перерыва возобновился хадж. Благосостояние жителей хиджазских городов заметно выросло, и они изменили отношение к паше и его войску в лучшую сторону. В течение года Али-паша стягивал в Хиджаз подкрепления и обложил египетских крестьян новыми налогами, с целью получения денег для ведения войны с ваххабитами. В итоге, к концу 1814 года он обладал армией в 20 тысяч человек.

В январе 1815 года недалеко от города Тураба состоялось сражение между войсками Али-паши и объединённым племенным ополчением союзных ваххабитам арабских племен во главе с Фаейсалом ибн Саудом. Ваххабиты потерпели поражение, потеряв несколько тысяч человек.

Затем войска паши взяли города Тураба, Ранья, Биша и портовый город  Кунфуда на Красном море. После этого Али-паша разгромил ваххабитов в Асире и стратегически важных районах между Асиром, Неждом и Хиджазом.

Затем он направился в Медину, где получил известие об окончании войны в Европе и высылке Наполеона на остров Эльба. Опасаясь вторжения англичан в Египет, он покинул Аравию. Опасения Али-паши насчет англичан не были беспочвенными. Многие историки утверждают, что англичане оказывали материальную поддержку ваххабитам, преследуя цель ослабить Османскую империю и внести смуту в мусульманское сообщество.

Мухаммад Али Паша

Мухаммад Али-паша.

Осознавая тяжесть, которой легло бы на египетскую казну непосредственное управление Центральной и Восточной Аравией, командовавший египетскими войсками Ибрагим-паша в 1819 году начал отвод своих войск в Хиджаз. По приказу Мухаммеда Али, прежде, чем покинуть Неджд, Ибрагим стёр с лица земли саудовскую столицу Диръию, разрушил в Неджде военные укрепления, пленил членов семьи Саудидов, отправив их в Египет, и обрушил жестокие репрессии на их сторонников и ваххабитских улемов.

На оставшейся без управления территории Аравийского полуострова начался хаос. Освободившиеся от запрета на набеги бедуины предались грабежам, члены знатных родов стали бороться за власть. По мере усугубления политических бедствий начал возрастать авторитет уцелевших Саудидов. В итоге главой нового государственного образования стал Турки ибн Адаллах ибн Мухаммед ибн Сауд, представитель боковой ветви Саудидов; его резиденцией стал Эр-Рияд.

В 1834 году Турки скончался, ему наследовал бежавший из египетского плена сын Фейсал. Под правлением Саудидов эмират постепенно усиливался, подавляя восстания племён и заставляя соседние государственные образования платить ему дань.

Обеспокоенные усилением эмирата египтяне в 1838 году осуществили новую экспедицию в Центральную и Восточную Аравию. Население, ещё помнящее жестокие расправы Ибрагим-паши, не оказывало активного сопротивления. После непродолжительного единоличного управления покорённой Аравией командовавший египетскими войсками Хуршид-паша поставил во главе эмирата лояльного египтянам члена дома Саудидов эмира Халида. В 1840 году египтяне ушли из Аравии.

К тому моменту Османская империя, разъедаемая внешними у внутренними противоречиями, утратила способнасть поддерживать порядок в отдаленных от Турции областях. Но, все же в Священная для мусульман Мекке оставалась под формальным и фактическим протекторатом Османской империи, где сохранялся "островок стабильности" в погружающемся в хаос безвластия мусульманском мире. В 1916 г., опять же, при поддержке Великобритании шериф Мекки поднимает восстание, и побеждает, преодолев ожесточенное сопротивление турецкого гарнизона.

Это сражение стало началом конца Османской империи и «началом» королевства Хашемитов, столицей которого стала Мекка. Постепенно территория королевства была расширена на север. Битва имела большое значение. Арабские государства попали под сильное влияние европейцев. Османская империя перестала существовать, Палестина попала под влияние британцев, в конечном итоге на её территории образовался Израиль. Должность шерифа Мекки была упразднена, управлять городом стали саудиты, мечта шерифа о арабском государстве, простирающемся от Йемена до Сирии осталась лишь мечтой.

Садака, на развитие сайта:
Направление Киблы