Как принять Ислам

Салах Межиев: Теряя время, мы рискуем потерять людей

М
08.02.2015
Салах Межиев: Теряя время, мы рискуем потерять людей

Салах-хаджи Межиев возглавил Духовное управление мусульман Чеченской республики менее полгода назад. Ему предстоит наладить религиозную деятельность в новых условиях.

Салах-хаджи Межиев возглавил Духовное управление мусульман Чеченской республики менее полгода назад. Ему предстоит наладить религиозную деятельность в новых условиях. Сегодня регион перешел от этапа восстановления к развитию. Появились также ранее неизвестные угрозы. Прежде всего, они приходят из-за рубежа. В интервью муфтий рассказывает о первых достижениях и планах. Он призывает всех не терять ни минуты, но к работе подходить основательно и мыслить стратегически. Салах-хаджи также напоминает, что «без „русского мусульманства“, нельзя представить России».

— Вы стали муфтием совсем недавно, в мае 2014 года. Что за это время уже удалось осуществить, что планируете?

Я сразу включился в активную работу. Теряя время, мы рискуем потерять людей, особенно молодежь. В общих чертах, цели для Духовного управления мусульман Чеченской республики сегодня понятны. Надо двигаться дальше, переходить на новую ступень в развитии.

Руководство республики полностью приветствует и оказывает всю необходимую поддержку делу возрождения духовных ценностей. Более того, наш глава Рамзан-хаджи Кадыров лично дает высокий пример религиозной жизни, воспитания детей, практической реализации семейных ценностей Ислама.

Конкретные шаги и задачи определяются нами в разрабатываемом пятилетнем стратегическом плане развития муфтията. К работе над документом и к его реализации привлечены зарубежные авторитетные специалисты по стратегическому планированию, в частности из Министерства по делам вакуфов и религии Кувейта.

В план развития включены такие направления работы, как повышения уровня квалификации имамов и кадиев, а также педагогов по духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений республики; создание отдела по фетвам, который будет реагировать на современные вызовы и противодействовать радикальным течениям; издание, подготовка и выпуск богословской литературы; проведение различных религиозных, научных, культурных и др. мероприятий.

В своей работе мы активно взаимодействуем с Департаментом по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства республики.

Хочу также подчеркнуть, что духовное управление собирается помогать тем молодым людям, которые хотят учиться за границей. Поэтому мы намереваемся здесь, в Чеченской Республике, создать подготовительные отделения. Их выпускники будут сразу зачислены, например, в Аль-Азхар. Но уже сейчас после годичного обучения в вузах ЧР студенты могут поступить в этот ведущих исламский университет мира на любой выбранный абитуриентами факультет.

По итогам моих поездок на Ближний Восток был достигнут целый ряд договоренностей с зарубежными партнерами. Также в Аль-Азхаре наши имамы будут повышать квалификацию. Для них запланированы различные курсы, в том числе по тонкостям вынесения фетв и интернет-проповеди. С Аль-Азаром и муфтиятом Египта подписан договор о широком сотрудничестве.

Летом муфтий Египта шейх Шауки Ибрахим Абд аль-Карим Алам побывал у нас в гостях. Его принял глава нашей республики Рамзан Кадыров. С его стороны планы сотрудничества получили полное одобрение.

ДУМ ЧР, кроме того, заключило договор с Министерством вакуфов и исламских дел Кувейта и международным центром «Аль-Васатыйя». Наши имамы и преподаватели будут проходить в течение месяца и трех специально разработанные для них курсы в этой стране — повысят уровень знаний по фикху, арабскому языку, манхаджу умеренности в Исламе (аль-васатыя).

Это стало возможным благодаря участию научно-просветительского центра «Тавассуль» (директор Казбек Исмаилов), который обеспечил всю необходимую для учебы и проживания материально-техническую базу. В Кувейте, фактически, создан мини-институт специально для работы с имамами из Чеченской республики.

Кроме того, по итогам моей поездки в Марокко достигнута договоренность с Министерством по делам религии этой страны. У них имеется большой и очень полезный опыт, в том числе по работе с мусульманскими общинами в тех странах, где Ислам переживал непростые процессы. Марокко готово принять на обучение студентов и имамов из ЧР, содействовать им в повышении уровня религиозного образования, в частности, в области знаний по тасаввуфу.

Работа по налаживанию и расширению связей за рубежом рассматривается нами как стратегически важная. Соответствующий отдел возглавил Турко Даудов, имеющий большой опыт в этой сфере.

Среди заметных инициатив последнего времени могу также назвать приезд в Грозный авторитетного исламского богослова доктора Мухаммада Абу аль-Фатха аль-Байнуни, уроженца Сирии. Его лекция собрала целый стадион молодежи. Его пришли послушать 5 тысяч человек.

Также у нас прошел научно-практический семинар, посвященный формам и методам исламской организационной работы. Организатором его выступил чеченский Культурно-общественный центр «Тавасуль» и ДУМ республики. Перед имамами, кадиями и сотрудниками муфтията выступили видные религиозные и общественные деятели России и зарубежные гости.

В нынешних условиях не только перед ДУМ ЧР, но и вообще перед всем мусульманским сообществом России и всего постсоветского пространства стоит важная задача по институализации и упорядочиванию исламской деятельности. Это предполагает организованную работу в строгих правовых рамках, в условиях максимальной открытости и прозрачности для общества и государства. Тут предстоит многое осмыслить и освоить.

Весьма заметным событием уходящего года для мусульман Чечни стала и конференция «Суфизм: безопасность для человека и стабильность для общества». В ней приняли участие не только ученые-исламоведы, но, самое главное, шейхи тарикатов из мусульманских стран, крупные авторитеты из Иордании, Сирии, Кувейта, Саудовской Аравии, Индонезии. Например, шейх Фасси Фихри Дрис из Морокко, шейх Али Джифри из ОАЭ, шейх Усама аль-Саид Моххамад из Египта и др.

— В самом начале Вы упомянули то, что для ДУМ ЧР, вообще для Ислама в республике, начался новый этап развития. В чем он заключается?

Да, я считаю, мы прошли первый этап в своем развитии, назовем его поствоенным. Основной задачей тогда было восстановить материальную базу — мечети, обеспечить их имамами, открыть религиозные школы, наладить процесс образования, создать мусульманские СМИ, запустить издательскую деятельность.

Сегодня мы делаем новый серьезный шаг. Мы должны усовершенствовать деятельность по наполнению глубинным содержанием всей нашей активности. Нужна серьезнейшая работа в сфере богословия, исламского права, медиа, в социально-благотворительной и научной сфере, нужно развивать связи с интеллигенцией, с партнерами из других регионов России и за рубежом.

Вызовы брошены серьезные. Это не только экстремизм. Простые люди, общественность, государство ставят перед нами сложные вопросы и задачи и ждут конкретных позитивных результатов не только для муфтията и мусульманской общины как таковой, но и для всех остальных.

— В своих выступлениях перед чеченской молодежью иностранные гости не обходят стороной самые острые вопросы. Они говорят не только о теории, но и, например, о ситуации в Ираке и Сирии. Часто им задают вопросы о происходящее там. Это действительно так серьезно волнует жителей Чеченской республики?

От ситуации на Ближнем Востоке, в Сирии и Ираке мы никуда не уйдем. Ее надо разъяснять. Иначе разные демагоги и недоучки начнут спекулировать на проблеме в своих целях.

Сирия и Ирак сегодня — это наша общая боль. Никто лучше расскажет о том, что там происходит, чем те, кто непосредственно находится в эпицентре событий. Например, шейх Аль-Байнуни сам родом из Алеппо, который сегодня охвачен боями.

В Грозном он говорил, что деятельность и идеология некоторых групп, действующих в Сирии и Ираке, близка к тому, что делали и исповедовали ранние крайние хариджиты. А те, отметил шейх, отошли от реформаторских методов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) долгих 13 лет проповедовал, для того, чтобы не допустить кровопролития«.

Другой шейх, один из крупнейших специалистов по теории джихада в Исламе, Усман Абд ур-Рахим, уроженец Египте, ныне работающий в Кувейте, будучи у нас недавно с лекциями, подчеркивал, что причиной смуты очень часто бывает неправильное или неполное понимание некоторых сложных аспектов религии. В результате многие искренние мусульмане, в особенности молодежь, оказываются инструментом в руках сил, порой враждебных Исламу.

Мусульмане, прежде всего остального, должны ценить безопасность и доверие между людьми. Прочный мир в Чечне удалось установить благодаря стратегическому решению Ахмата-Хаджи Кадырова, который ценой жизни вывел свой народ из ужасной бойни. Ислам — это религия мира, свободы и защиты прав человека, именно эти ценности поднял Ахмат-Хаджи. Благодаря пути, проложенному первым президентом, чеченский народ сплотился, восстановлена вся республика.

— В конце XIX века выдающийся интеллектуал Исмаил-бей Гаспринский говорил о «русском мусульманстве», феномене Ислама как составной части общеимперской культурной и духовной жизни. Сегодня тоже самое называют Исламом на евразийском пространстве. Нас многое объединяет, особенно мусульман Северного Кавказа и Урало-Поволжья. Мы не просто мусульмане — граждане одного государства...

Согласен. Конечно, мы связаны очень многими нитями. Да и не случайно ведь Всевышний так определили, что мы живем вместе, вместе созидаем одно государство, одну культуру, одно общее духовное пространство.

Мусульмане Кавказа, в том числе Чечни, и Урало-Поволжья и до революции активно взаимодействовали. Духовные узы сохранялись и в советское, атеистическое время. Ахмат-Хаджи Кадыров всегда находил поддержку у братьев-татар в самые тяжелые годы нестабильности. Нельзя здесь не отметить главу Совета муфтиев Равиля-хазрата Гайнутдина и других муфтиев.

По сути, мы все, мусульмане Кавказа и Урало-Поволжья, были и остаемся одной семьей. С одной общей исторической судьбой. Ислам сыграл в истории Российского государства огромную роль, можно сказать ключевую. Без «русского мусульманства», если пользоваться терминологией Гаспринского, нельзя представить России. Это важнейшая духовная скрепа. И сегодня перед нами стоят общие угрозы, например, со стороны Запада, откуда идет вирус вседозволенности, распущенности. Это настоящий, я бы сказал, аморальный экстремизм.

— Эта угроза актуальна и для Чечни? Вы ощущаете вызов «экстремизма вседозволенности»?

Конечно. Пусть не так остро сегодня. Но если все пустить на самотек, то завтра мы потеряем своих детей. Мы не будем знать, что делать, когда они станут такими, как на Западе. Вдруг окажется, что мы говорим на разных языках, и просто не понимаем друг друга. Телевизор и Интернет незаметно уведут их из дома. Пусть не физически, но духовно. Это страшно.

Проблема, кстати, эта касается не только мусульман России. Тут мы полностью солидарны с нашими братьями, приверженцами Православия, другой ключевой основы евразийской духовности. У нас огромный потенциал для сотрудничества.

Сегодня нужно объединять усилия в защите морали, возрождении традиционных ценностей, противодействии культу потребления, борьбе с алкоголем и наркотиками, укреплении основ государства и общества. И это должны быть не монотонная моралистика. Быть нравственно здоровым, крепким, цельным, традиционным должно стать модным, если хотите. К молодежи нужен особый подход, как они говорят, креативный.

— Кстати, о креативных подходах. Летом в Грозном состоялась конференция, посвященная суфизму в современном мире. Суфизм продолжает играть, несмотря ни на что, огромную роль во многих мусульманских странах и общинах. Что для вас лично тасаввуф?

Для меня лично суфизм и Ислам неразделимы. Чеченцы впитывают суфизм с молоком матери. Это основа нашей духовной жизни. Но вопрос не во мне лично.

Ислам не обязывает всех мусульман быть суфиями. Это личный глубоко духовный выбор каждого. Но знания о том, что правоверный суфизм, суфизм Корана и Сунны — это и есть ильм уль-ихсан (наука и практика искреннего благочестия), должны быть донесены в адекватной форме до каждого мусульманина.

То, что сегодня такие основополагающие элементы исламской науки, многим не известны — вина тех, кто занимается религиозным призывом в России. Это настоящий исраф (расточительство) религии.

Споры вокруг суфизма у нас не прекращаются более 20 лет. Нашей молодежи катастрофически не хватает глубоких и цельных знаний своей религии и собственной истории. Богатейшее наследие кавказских и поволжских народов тесно связано с суфизмом. Это факт, который никто отрицать не может.

При этом инициатив разобраться в сути происходящего и поставить все на свои места практически нет. А проблему надо выводить из тени, честно на серьезном богословском уровне вопрос разбирать.

Далее уже специалисты по истории исламской цивилизации, специалисты по общественным наукам должны четко и обоснованно показать верующим вклад суфизма, его, без преувеличения, центральную роль на протяжении многих веков в жизни и развитии наших народов. Речь идет не только о чисто религиозном аспекте, но и о социальном, в том числе в наши дни. Так, в Турции, одной из самых успешно развивающихся стран исламского мира, именно благодаря мощным позициям суфизма удается, как говорят специалисты, уйти от разного рода крайностей, стабилизировать общество и государство, избежать тех потрясений, которые сейчас переживают ее соседи.

Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов

Источник: Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской

общественной мысли "Минарет Ислама". - № 3–4(37–38)' 2014

Садака, на развитие сайта:
Направление Киблы