Как принять Ислам

«Надеюсь, что Читинское медресе станет главным исламским образовательным центром для мусульман Сибири и Дальнего Востока»

Н
06.11.2016
Гульнара Каримова, info-islam.ru
«Надеюсь, что Читинское медресе станет главным исламским образовательным центром для мусульман Сибири и Дальнего Востока»

В конце августа этого года муфтий шейх Равиль Гайнутдин назначил имама Соборной мечети города Читы Алмаза Салахова на должность председателя Духовного управления мусульман Забайкальского края. О себе, развитии Ислама в Забайкалье, ближайших и долгосрочных планах, а также о том, почему он надеется сделать Читинское медресе образовательным центром для мусульман Сибири и Дальнего Востока в интервью для ИА «Инфо-Ислам» рассказал новый молодой муфтий Забайкальского края Алмаз Салахов.

— Алмаз-хазрат, расскажите, пожалуйста, о себе и своих корнях.

— Родился я 7 февраля 1985 года в г. Брежнев Татарской АССР, сейчас это город Набережные Челны. Начальное религиозное образование получил на воскресных курсах в медресе «Ак Мечеть» в родном городе. После окончания общеобразовательной школы переехал в Москву и поступил в медресе. Однако, после года обучения, меня перевели получать религиозное образование в Турцию, где я два года обучался на курсах Корана при Духовном управлении мусульман этой страны.

По возвращению из Турции защитил диплом в Российском Исламском Университете Р. Фахретдина в городе Уфа. Тема дипломного исследования звучала как «Исцеление Кораном». После получения диплома я 5 лет работал в медресе «Биляр» города Ульяновск на должности проректора по учебной части, преподавателя основ Ислама и арабской грамматики. Также в Ульяновске возглавлял фонд «Закят».

Еще в Турции я познакомился с Ришатом хазратом Сайдашевым — предыдущим муфтием Забайкалья, мы учились там в одно время. И в 2012 году Ришат хазрат пригласил меня на должность имам-хатыба в Соборную мечеть Читы. Там я проработал 2 года, а затем по семейным обстоятельствам вынужден был уехать в Татарстан. Так, в 2014—2015 годах работал в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан, в комитете по стандарту «Халяль» на должности "специалист по общепиту и гостиничным услугам".

Однако в феврале 2016 года я вновь вернулся в Забайкалье. Уже в качестве исполняющего обязанности муфтия и, опять же, имама Соборной мечети Читы.

И вот в августе этого года председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин официально назначил меня муфтием Духовного управления мусульман Забайкальского края.

 Муфтий шейх Равиль Гайнутдин, Муфтий Алмаз Салахов

Что касается личной жизни, то я женат, моя супруга — религиозная женщина. В свое время она преподавала в одном из медресе Казани, а сейчас здесь в Чите помогает мне — преподает основы Ислама и чтение Корана женщинам. У нас трое сыновей.

— Удалось ли за время работы в Забайкалье сформировать команду, на которую вы могли бы опираться в своей деятельности?

— В настоящий момент команда формируется, но уже есть те люди в общине, на которых можно опираться в работе. Всего у нас девять общин, три из которых — официально зарегистрированные. Еще две организации скоро получат официальный статус, документы уже готовы. Безусловно, существует проблема отсутствия людей, способных руководить общиной, однако постепенно и этот вопрос решается.

Кроме того, уже несколько лет у нас работает медресе, в котором обучается более 80 человек: мужчин, женщин и детей. Несколько человек после получения начального мусульманского образования у нас отправляются учиться дальше — в Казань, Уфу или Москву. Также некоторых способных студентов мы стараемся делегировать в Турцию, дальше учиться и постигать науки Ислама, изучать Коран.

Наша задача — обучить как можно больше мусульман, дать верные знания в Исламе, чтобы в дальнейшем сами местные мусульмане могли руководить общинами в регионе, развивать Ислам в Забайкалье.

— Мусульманская община в Забайкалье, какая она? Можете описать ее?

— Наша община — многонациональна. На пятничный намаз еженедельно собирается около 450—500 человек. После реставрации и открытия всех залов Соборной мечети г. Чита количество приходящих мусульман заметно возросло. Проповеди проводим на русском языке, чтобы понятно было всем.

Забайкальская умма с каждым годом становится более активной, в ней постепенно развивается полноценная мусульманская жизнь.

Так, например, появились люди, которые стали заниматься продажей халяльного мяса (еще несколько лет назад дозволенного по шариату мяса в открытом доступе не было, только если самостоятельно забивать животное), в медресе активно учатся дети, женщины проводят свои мероприятия, происходят разные положительные события.

— А какова роль татар в современной мусульманской умме Вашего региона?

— Большую часть нашей уммы составляют приезжие, а татарская община почти исчезла. Бабушки-дедушки, что раньше ходили в мечеть, практически все умерли, а молодежь в основной своей массе — потерявшая свою национальную и религиозную идентичность. Язык, имена почти не сохранились, так как очень много смешанных семей. Говорить о религиозности среди них вообще не имеет смысла.

В разное время в Забайкалье вела работу татарская диаспора. Она и сейчас номинально существует. В этом году мне удалось побывать на региональном Сабантуе. Уровень организации этого мероприятия был очень низким, а сами татары показались мне не сплоченными. Сейчас меня все больше посещает мысль о необходимости сплотить татар Забайкалья, для этого, вероятно, мне самому придется возглавить диаспору.

— Существуют ли в Забайкалье проблемы с радикальными исламистскими движениями?

— К моменту приезда в регион моего предшественника Ришата хазрата Сайдашева мечеть можно было считать «оккупированной». Здесь сидели радикально настроенные братья, и решали, кому здесь можно молиться, а кому нет. Провокации были на каждом шагу. В первые годы нашей совместной работы, конечно, пришлось потрудиться, чтобы вывести радикалов из мечети. Тот костяк, который существовал, распался. Через проповеди, объяснения, разговоры удалось вернуть часть этих людей, они осознали свою неправоту. Сейчас обстановка более чем стабильная. Радикальных элементов нет.

Кроме того, мы регулярно работаем с правоохранительными органами, представителями властных структур, образовательными учреждениями по вопросам профилактики экстремизма, терроризма. Все это дает свои положительные результаты.

— Несколько лет назад вы пробовали избираться имамом в Иркутскую Соборную мечеть. На выборы главы мусульман Иркутска в тот момент приехали представители Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) и активно защищали прежнего муфтия, буквально не давая вам сказать и слова о себе, активно выталкивая с трибуны. Как вы считаете, очевидна ли некая борьба за «территории» в Сибири и Забайкалье между ЦДУМ и Советом муфтиев России?

— Вопрос, конечно, политический. И ответить на него я однозначно не могу. Скажу лишь то, что когда наши религиозные деятели ежегодно собираются в Татарстане, мы обсуждаем много вопросов по взаимодействию. Однако в реальной жизни такого взаимодействия между муфтиями и имамами из разных регионов России зачастую нет.

Лично у меня в ходе моей работы, учебы и деятельности в течение жизни сложились хорошие взаимоотношения, и даже дружба со многими мусульманскими религиозными деятелями России вне зависимости от политики организаций, которые они представляют.

— Наверное, задавать вопрос о ваших планах будет не совсем корректно, ведь вы только вступили в свою должность и формируете круг первоочередных и долгосрочных задач, стоящих перед Духовным управлением. И все же, какие ближайшие мероприятия, планы?

— Ряд важных задач уже сформированы и многие уже запущены в работу, скажем так.

На сегодняшний день первоочередным делом является получение лицензии на право ведения образовательной деятельности нашего медресе. Для нас важно, чтобы обучающиеся у нас шакирды (студенты) могли по окончании учебного заведения получить диплом государственного образца. К тому же мы готовим соглашение с Московским Исламским университетом (МИУ) о том, чтобы после завершения учебы в нашем медресе люди могли продолжить свое обучения в МИУ, поступив туда без экзаменов.

При нашем медресе действует общежитие на 30 человек. Это очень удобно и мы можем позволить себе принимать шакирдов из других городов, районов, регионов.

Я очень надеюсь, что наше Читинское медресе станет главным исламским образовательным центром для мусульман Сибири и Дальнего Востока.

Кроме этого, мы готовим мероприятие по случаю празднования 110-летия Читинской Соборной мечети. Считаем это событие важным для исламской жизни региона.

Читинская мечеть

Особняком стоит для мусульман Забайкалья проблема создания мусульманского кладбища. Сейчас мусульман хоронят вместе со всеми, нет полноценного отдельного места захоронения. Впереди — масса согласований. Вот сейчас планируем заняться этим вопросом.

Еще одна моя инициатива — это проведение в Забайкалье большого праздника сунны — праздника обрезания. Такие мероприятия не проводятся широко в России, но очень популярны в Турции и многих других исламских странах. Такое мероприятие, ин шаа Аллах, будет включать в себя широкую образовательную часть — просвещать людей в вопросе вышеупомянутой сунны Посланника Аллаха (мир Ему и благословение Всевышнего).

Ну и одной из самых важных задач, которую я ставлю перед собой и своей командой, является развитие полноценной халяль индустрии в Забайкальском крае. Нам необходимо продвигать продукцию халяль как в Чите, так и в других районах Забайкалья. Хотелось бы представлять наш регион на таких крупных и масштабных мероприятиях как «MOSCOW HALAL EXPO» например.

— И напоследок, можете обобщить, какое главное наследие вы хотели бы оставить после себя в мусульманской общине Забайкалья?

— Наследие? Самым главным делом для себя считаю развитие исламского образования в регионе, чтобы ребята, которые учатся у нас в медресе, впоследствии смогли самостоятельно развивать и укреплять исламскую жизнь в Забайкальском крае. Дело наставника должно жить в его учениках и последователях. На все воля Всевышнего Аллаха.

Гульнара Каримова

 

Садака, на развитие сайта: